Google или Яндекс? Кому достанется рунет?

Поисковый рынок, да и вообще весь рунет в целом – самая динамично развивающаяся отрасль отечественной экономики. С каждым днем русскоязычных пользователей всемирной паутины становится все больше и больше, соответственно увеличивается количество поисковых запросов. За возможность ответить на вопросы русскоговорящих пользователей не на жизнь, а на смерть борются 2 игрока: Yandex и Google, остальные же поисковики, как-то Mail, принимают сторону одного из противников, и изредка перебегают из лагеря в лагерь. В этом году Яндекс по-прежнему удалось отстоять лидирующие позиции на отечественном рынке поиска, он в первые за последние 4 года обработал 60% запросов. Позади, со значительным отрывом идет Google, который в среднем обрабатывает чуть больше 20% запросов русскоязычных пользователей.

Яндекс

Самое большое богатство Яндекса – это лояльное отношение к нему пользователей рунета. Но руководство поисковика прекрасно понимает, что народная любовь не долговечна, и поэтому не собирается выжимать из этого, безусловно огромного плюса, все соки, и жить по инерции. Поэтому на протяжении последнего времени отечественная компания не покладая рук работала над улучшением своего главного сервиса – поиска. С 2008 года Яндекс начал шаг за шагом локализовать поиск по регионам. Так они начали с поисковых программ Магадана, а далее Находка - Арзамас - Снежинск. Поисковик разделил запросы на гео-зависимые (доставка пиццы, к примеру) и гео-независимые (биография Пушкина А.С) здесь машина показывает общероссийскую выдачу, потому что неважно из какого региона пользователь. На данный момент жители 125 городов видят результаты выдачи по геозапросам, кстати, по уверению руководства компании, геозапросы очень удобны для бизнеса. В 2009 году Яндекс внедрил новый метод машинного обучения – Матрикснет. Важная особенность робота – устойчивость к переобучению. Матрикснет, позволяет быстро проверить миллионы страниц, и поместить в топ раздачи наиболее релевантные сайты. Также робот способен определить оригинал из ряда страниц с одинаковым текстом, и ранжирует их в соответствии с оригинальностью этого самого текста. В скором времени эта формула будет применяться для иностранных сайтов, а пока она распространяется только на российские страницы.

По словам руководителей поисковика в него гарантированно попадают все самые релевантные запросу страницы. Вдобавок к этому с 2010 года каждый сайт в выдаче Яндекса был наделен актуальным ему регионом. Матрикснет, позволяет быстро проверить миллионы страниц, и поместить в топ раздачи наиболее релевантные сайты. Также робот стал определять оригинал из ряда страниц с одинаковым текстом ранжировать страницы в соответствии с оригинальностью текста. В скором времени эта формула будет применяться для иностранных сайтов, а пока она распространяется только на российские страницы.

Яндекс не только усовершенствует свой поиск, но и активно идет в атаку, «завоевывая» новые страны. В апреля 2010 года отечественный поисковик открыл портал в Белоруссии – yandex.by, в конце 2009 года отечественный поисковик появился в Казахстане, яндексовский поиск на домене kz учитывает морфологию как казахского, так и русского языка. А несколькими годами раньше Яндекс пришел на Украину.

"Яндекс" и раньше индексировал иностранные документы и крупные зарубежные сайты, но теперь он решил расширить базу и уже проиндексировал 1 млрд. зарубежных страниц. Это нужно для того, чтобы пользователи "Яндекса" могли искать не только в Рунете, но и на зарубежных ресурсах. Сейчас в базе поисковика находятся станицы на английском, немецком, белорусском и украинском языках.

Не обошли стороной географические изменения и рекламную деятельность Яндекса. В конце 2009 года отечественный поисковик обзавелся партнером в лице дочернего майкрософтовского поисковика Bing. Согласно партнерском соглашению пользователи Bing будут видеть рекламу Директа. Чуть раньше Yahoo предлагал подписать Яндексу подобное соглашение, но отечественный поисковик отказался.

Google

За Google более 70% мировых поисковых запросов, и репутация самого лучшего в мире поисковика, и, не смотря на это, безоблачные горизонты гиганта стали затягивать тучки: так Google практически потерял самый большой рынок интернет поиска – Китай, его держит мертвой хваткой местный поисковик Baidu. Да и власти КНР, требующие усилить цензуру (Google отверг эти требования) могут заставить самый крупный поисковик покинуть «поднебесную». Также, не так давно, Google выплатил 8,5 млн. долларов чтобы урегулировать коллективный судебный иск, связанный с сервисом Google Buzz, который нарушал неприкосновенность частной жизни. Но и это не все, очередная неприятность появилась с той стороны, с которой ее ждали меньше всего – социальные сети. За последние полгода Facebook прочно заняла место второго, самого посещаемого сайта в мире и привлекает, по оценкам ComScore, немногим меньше уникальных посетителей, чем Google, — 141 млн против 179 млн. При этом Facebook, использующий поисковую технологию Bing, потихоньку завоевывает другие ниши — это уже не только место для общения, но и медиа, и хранилище файлов и ссылок, и даже сервис вопросов и ответов. Да и темпы с которыми растет посещаемость социальной сети вреяд ли вселяют оптимизм в сердца руководства Googl. Времена скажем для поискового «монстра» не самые лучшие, да и с рунетом пока складывается как-то не очень. Заполучив 20% отечественного рынка поисковых запросов, Goole стал «подминать» с отечественными поисковиками. В результате чего в декабре прошлого года западный «монстр» подписал соглашение о сотрудничестве в области рекламных и поисковых технологий с Mail.ru, примерно в то же время Begun начинает продавать рекламу Google AdWords в русскоязычной выдаче Google. В результате этих договоренностей западный гигант подвинул давно существующие на рынке контекстной рекламы Яндекс.Маркет, Prise.ru и т.д.

Но на этом Google не стал останавливаться, он как в прочем и другие поисковики, стал работать над своим юзабилити и расширением пользовательских возможностей. Goole начала сотрудничать с платформой микро-блогов Twitter, теперь в результаты выдачи будут попадать и твитты. Также в этом году руководство компании планирует начать поиск в «социальном кругу» пользователя, куда будут входить контакты из Gmail и чатов и т.д. Также совсем недавно Google запустил «живой поиск», который пока не доступен пользователям рунета, но в скором времени он, по заверению руководства компании, доберется и до России, а это может серьезно повредить позициям конкурентов западного гиганта.

Выводы

Итого, сказать кому достанется рунет сейчас тяжело, ситуация на российском рынке поисковых систем достаточно сложная. С одной стороны у нас есть национальный поисковик, услугами которого пользуются миллионы русскоговорящих, и который пока удерживает лидерство. Ему в свою очередь противостоит монстр (Google), с огромными ресурсами, которые пока скованы борьбой с Facebook. В связи с этим Яндекс постоянно будет «догоняющим», у него нет сильного государственного лобби, как у Baidu, «все что есть у Яндекс – это таланты его сотрудников», - как-то заметил Александр Садовский, руководитель отдела Веб-поиска Яндекса . Яндекс необходимо удержать ту долю поисковых запросов, которые он имеет на сегодняшний день для того, чтобы не снизились доходы от контентной рекламы (основной источник дохода поисковика) . Но Google тоже не дремлет его доля не смотря на колебания растет, и за последние 2 года в домене .ru она выросла с 6 % до 20%, и скорее всего она будет расти. По уверению пресс-службы компании рост поисковых запросов в рунете связан с тем, что поисковик запустил и продолжает развивать русскую морфологию в своем поиске.

Хотя, как писалось выше, Яндекс завоевывает новые страны: Украину, Казахстан, Белоруссию, особенность их заключается в том, что там проживает огромное количество русскоговорящих, и морфология национального языка близка к русскому. Исключением может стать только тюркоязычный Казахстан, но там русский является языком межнационального общения. Уже в Канаде и Израиле, где тоже число русскоговорящего населения достаточно большое, доля Яндекс ничтожно мала. В связи с этим становится очевидно, что первоочередная задача Яндекс – не попытка выйти на мировой рынок поисковых систем, а удержание своих позиций в стране и окрестностях. В этом, на мой взгляд, поисковику поможет введение гео-зависимых запросов, у иностранного конкурента этого нет, в выдаче Google видно только страну, где зарегистрирован сайт.

Нужно смотреть правде в глаза, при всем том, что оба конкурента во многом похожи друг на друга,– в обозримом будущем Яндексу не удастся стать глобальным поисковиком, но вот отстоять рунет – это вполне реально, этому будет способствовать сосредоточенная политика компании, направленная на улучшение качества поиска и на его локализацию.

А в это время Google распыляет ресурсы, которые, конечно же, огромны, но не безграничны: поисковик до сих пор без особого успеха «лезет на чужие территории», попытка продавать собственные смартфоны провалилась. Конечно, если Google выиграет войну с Facebook, и создаст собственную «успешную» социальную сеть – это вознесет его на невиданные доселе высоты. Но пока Google будет гоняться за «химерой», господству Яндекс на просторах рунета ничего не угрожает.

Вы можете узнать подробности о методах продвижения бренда, задав интересующий вопрос менеджеру по телефону 8 (499) 951-91-63, или сделать заказ при помощи специальной формы.


Возврат к списку

Клиенты о нас
Остались вопросы?

Пожалуйста, укажите контактные данные, и наши сотрудники свяжутся с вами в ближайшее время. Мы работаем с понедельника по пятницу с 9.00 до 18.00 и с радостью ответим на все ваши вопросы.